Kirillov Vladimir Yurievich (kirillov_v_y) wrote,
Kirillov Vladimir Yurievich
kirillov_v_y

Category:

Анафема РПЦЗ экуменизму: факты и значение (Ч.2 - 14-2)

Приведу ещё один интересный рассказ из жития прп. Макария, из которого видно руководство Ангела во время причащения: «Во время Святой Евхаристии, когда Макарий причащал других монахов, он не смог причастить Марка, так как ангел воспрепятствовал ему, взял святые дары с престола и собственноручно причастил Марка» (http://zolpust.ru/?p=6220). Так что это ещё одно свидетельство об активной роли св. Ангелов, которые, по повелению Божьему, так или иначе, взаимодействуют со священником и имеют власть от Бога корректировать его священнодействия, вплоть до полного его замещения в случае недостоинства.

В случае же анафемы экуменизму, которая отсекает священнослужителя незримо судом Божьим, а не публично, зримо видимой церковной властью, у которой самой «рыльце в пушку», происходит, надо полагать, во время богослужения аналогичный порядок, а именно, Таинства могут совершаться только Ангелами.

Как пример, мне рассказывала в своё время одна монахиня в Леснинском монастыре об одной старице-подвижнице святой жизни из Литвы, которую она знала и которая духовно видела, что литургию совершает не известный Митрополит МП (Хризостом Мартишкин) а Ангелы вместо него, а сам он (мистически) лежит в это время связанный на лавочке в алтаре. И это также указывает на то, что Ангелы фактически дублируют (контролируют) деятельность священника или епископа и, соответственно, если священнослужитель недостоин, то видимые его действия не имеют силы, и он является мистически связанным Ангелами (т. е. безблагодатным, хоть и формально священнослужителем), которые и совершают всё необходимое вместо него.

Чтобы не быть голословным приведу в доказательство вышесказанного ещё одно важное свидетельство из патерика: «В городе Эфопии, расположенном рядом с Газой, жил благочестивый и милостивый епископ. Но кознями лукавого он впал в блуд с одной еврейкой… (Однажды по его настоянию эта – ВК) Женщина пошла в церковь. Когда епископ подошел к святой трапезе, у неё Божиим промыслом открылись духовные очи. Она увидела, как прекрасный муж (Ангел – ВК) в белом вышел из алтаря и привязал епископа (недостойного, живущего во грехе – ВК) к колонне. Затем он зашёл обратно и служил вместе со священниками и диаконами. Когда пришло время возношения святого хлеба, женщина увидела, как ангел поднял Младенца, разрезал Его на части и причастил народ. Когда все причастились, она опять увидела того же Младенца живого и целого, Который сиял как огонь. По окончании святой Литургии тот муж в белом отвязал епископа от колонны и стал невидим» («Явления и чудеса Ангелов». Изд. «Паломникъ». Москва. 2002 г. http://www.docme.ru/doc/70603/yavleniya-i-chudesa-angelov---2002). Из этого повествования видно, что живущий во грехе епископ отстраняется от служения и вместо него Литургию совершает Ангел. В то же самое время, как это явствует их жизнеописания прп. Евфимия Великого служащему достойно благочестивому священнику сослужит Ангел: «Сам же преподобный открыл нескольким инокам, что часто видел Ангела, совершающего вместе с ним святую Литургию» (https://days.pravoslavie.ru/Life/life260.htm).

То, что это не единичный случай, а норма (и по-другому просто быть не может) говорит следующая история: «На расстоянии примерно пятнадцати верстовых столбов от Констанции находилось местечко Трахиадес. В этом местечке жил некий пресвитер, который под действием диавола впал в прелесть и стал чародеем, причем настолько нечестивым, что вместе с блудницами и шлюхами ел и пил из священных сосудов. Спустя некоторое время об этом было узнано и доложено [властям]; [священник] был лишен сана и задержан. Подвергающий его дознанию помощник губернатора провинции обратился к нему с такой речью: “Скажи [мне, человек] несчастный и недостойный никакого человеколюбия, а достойный всякого наказания и возмездия, – понятно, что ты относился с презрением к будущему Страшному Суду и не задумывался над судом нашим. Но как не ужасался ты пред внушающим трепет престолом в алтаре, принося Страшную и Бескровную Жертву? Не думал ли ты, что с неба сойдет огонь и сожжет тебя или что земля разверзнется и поглотит тебя?”.

На это чародей ответил: “Клянусь Богом, Который ныне наказывает меня твоими руками и Который в будущем покарает меня Своею собственною дланью, что с тех пор, как отступил я от Бога и стал чародеем, я никогда не совершал Святое Приношение и не причащал народ, но Ангел Господень входил в алтарь, привязывал меня к столбу здесь, приносил [Бескровную Жертву] и причащал народ; а после того, как он говорил: “С миром Христовым изыдем”, он развязывал меня, и я мог выйти. Однако никто из [верующего] народа не видел этой тайны, а только я один: народ же считал, что это я приношу [Жертву] и причащаю людей» (Преп. Анастасий Синаит. Вопросы и ответы. https://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sinait/voprosy-i-otvety/2).

О том, что суд Божий отличается от суждений иных ревнителей, любителей формального подхода, уместно будет привести историю из 3-го тома Собрания творений свт. Игнатия Брянчанинова о некотором святом пресвитере «первых веков христианства». «По причине чистоты и незлобия он, при служении Божественной Литургии, постоянно сподоблялся видеть Ангела, который стоял близ его. Посетил пресвитера странник-диакон. Пресвитер предложил диакону совершить с ним бескровное жертвоприношение. Когда они начали священнодействовать, диакон заметил пресвитеру, что он при молитвах произносит слова, в которых заключается еретическое богохульство. Поразило пресвитера замечание. Он обратился к Ангелу, который тут присутствовал, и спросил его: “Справедливы ли слова диакона?” Ангел отвечал: “Справедливы”. “Почему же, – возразил пресвитер, – ты, находясь при мне столько времени, не сказал мне этого?” – “Богу угодно, – отвечал Ангел, – чтоб человеки наставлялись человеками”. Постоянное общение с Ангелом не препятствовало святому пресвитеру коснеть в погибельном заблуждении» (http://www.xpa-spb.ru/libr/Ignatij-Bryanchaninov/polnoe-sobranie-tvorenij-tom-3-all.html).

Таким образом, этот пресвитер, несмотря на своё «еретическое богохульство» из-за своей чистоты и незлобия (т. е. в простоте и неведении) не только совершал «бескровное жертвоприношение» (Евхаристию), но имел сослужащего ему Ангела, а также исправление от другого, посланного ему Богом, человека.

Собственно вышесказанным и объясняется каким образом, по слову Митрополита Виталия (Устинова), «Господь совершает невероятную икономию ради верующей души», т. е. посылает Ангелов для совершения Таинства вместо недостойных священнослужителей, утерявших благодать и право служить, но формально ещё не запрещённых. И тем самым премудро посрамляет дьявола, желающего не только свести в ад недостойных служителей и причастников, но и верующих в Бога в простоте души и незлобии.

Теперь, чтобы до конца разобраться в этом «деликатном» вопросе и не погрешить (хотя ответ на него уже фактически представлен выше), обратимся к Святым, которым Господь открывал Свои тайны.


Илл. 78-80. Свщмч. Митрополит Кирилл Казанский (Смирнов): до гонений, во время и после

В этом исследовании (см. Ч. 2, гл. 13) были представлены многочисленные свидетельства св. Отцов (т. е. тех, кому Господь открывает Свои тайны), о том, что таинства еретиков не довлеют для спасения. Но что делать и как понять, если ересь в процессе развития ещё не проникла во всё церковное тело? И остаются ещё люди (и таких может быть множество), «кои приемлют … (Таинства) с верою, в простоте, без рассуждений и сомнения в их действенности и даже не подозревающих чего-либо неладного в … устроении Церкви» (свщмч. Митрополит Кирилл Казанский)? К тому же, когда и авторитетных Соборов, указывающих на потерю благодати, ещё не было, а про анафему РПЦЗ, например, они отродясь не слышали.

И здесь нам может пригодиться «формула» в применении к сергианам свщмч. Митрополита Кирилла Казанского (Смирнова) (илл. 46-48), пожалуй, самого авторитетного в своё время иерарха Русской Церкви, который первым употребил термин «сергианство»: «Спасутся ли пребывающие въ Сергианстве верующие, мы не можем знать, потому что дело Спасения вечнаго есть дело милости и благодати Божией, но для видящих и чувствующих неправду Сергианства … было бы непростительнымъ лукавством закрывать глаза на эту неправду и тамъ искать < духовнаго руководства> удовлетворения духовных своихъ <нужд> потребностей съ совестию, сомнящеюся в возможности такого удовлетворения» (http://wwvv.krotov.info/acts/20/1930/19370308.html).

То есть, если применить это положение свщмч. Митрополита Кирилла по отношению к экуменистам, то окормление верных у священников, имеющих отношение к экуменизму, даже, если предположить совершение там Таинств Ангелами вместо них, будет для понимающих суть вопроса делом не только нежелательным а, более того, идти им в суд и осуждение, т. к. это удовлетворение у экуменистов духовных своих потребностей расходится у понимающих суть дела с их верой. А то, что не по вере, то грех, писал тот же св. Новомученик.

Ещё более ясно выразил свою позицию («формулу») новосвщмч. Митрополит Казанский и Свияжский Кирилл (Смирнов) в письме (от 02.1934 г.) неизвестному архипастырю: «таинства, совершаемые сергианами, правильно рукоположенными во священнослужении, не запрещенными, являются, несомненно, таинствами спасительными для тех, кои приемлют их с верою, в простоте, без рассуждений и сомнения в их действенности и даже не подозревающих чего-либо неладного в сергианском устроении Церкви. Но в то же время они служат в суд и осуждение самим совершителям и тем из приступающих к ним, кто хорошо понимает существующую в сергианстве неправду и своим непротивлением ей обнаруживает преступное равнодушие к поруганию Церкви. Вот почему православному епископу или священнику необходимо воздерживаться от общения с сергианами в молитве. То же необходимо для мирян, сознательно относящихся ко всем подробностям церковной жизни» (http://krotov.info/history/20/tarabuk/smirnov.html).

Чтобы уяснить себе логику, которой руководствуется этот Священномученик, и понять, как поступать в нашей ситуации становления/господства ереси, нужно, взяв за основу его слова, заменить сергиан на экуменистов, при этом предполагая, что Таинства совершаются не ими, раз они под анафемой, а Ангелами, и не для отступников, а для простецов, «не подозревающих чего-либо неладного в … (экуменическом – ВК) устроении Церкви».

Для примера, представлю современный подход к интересующей нас теме, полностью соответствующий позиции свщмч. Митрополита Кирилла (Смирнова): «Прерывание поминовения прежде соборного расследования дела епископа, причастного к ереси, совершается потому, что в храмах, где поминается его имя, имеет место ересь, а не потому, что там якобы нет благодати. Народ, который отделяется от священника, поминающего иерарха, причастного к ереси, делает это не потому, будто в его храме больше не совершается действительных Святых Таинств, а потому, что причащение этих Святых Таин было бы ему во осуждение, тогда как он знает, что принимает их из рук священника, причастного к ереси (http://amin.su/content/analitika/9/5149/).



Илл. 81-82. Новосвщмчч. Дамаскин (Цедрик) и Серафим (Самойлович)

Чтобы понять парадокс, как при безблагодатной иерархии Московской Патриархии (по определению Митрополита Виталия) верующие в простоте души (не участвующие непосредственно в ереси) могут причащаться Тела и Крови Христовой (по крайней мере, на время действия невероятной икономии), необходимо обратиться к письму от 15 апреля 1934 года свщмч. Епископа Дамаскина (Цедрика) (илл. 49) свщмч. Архиепископу Серафиму (Самойловичу), в котором его автор более детально разбирает затронутый мною вопрос. Здесь также можно заменить сергиан на экуменистов и м. Сергия на п. Кирилла (ради аналогии, т. к. описываемое в этом письме очень напоминает настоящее положение вещей):

«Путь митрополита Сергия (патриарха Кирилла – ВК) – путь несомненной апостасии. Отсюда и отщетение (т. е. лишение – ВК) благодати у него несомненно. Несомненен отход от благодати и всякого сознательно внедряющего в жизнь план “мудрейшего“. (Также, глядя на слова и дела лжепатриарха Кирилла, несомненен отход благодати и от этого сергианина и экумениста, а также и от его сторонников – ВК)

Здесь встает вопрос о том, насколько повинны в этом грехе те массы верующих и рядового духовенства (епископам оправдания никакого быть не может), кои не в состоянии разобраться в тонком лукавстве сергиевского (экуменического – ВК) “курса“, кои, подчиняясь авторитету большинства епископата, боятся “раскола“?...

Встает и другой вопрос: имеет ли право кто-либо называть безблагодатными таинства, совершаемые в сергианских (экуменических – ВК) храмах, раньше, чем Церковь Соборным решением отсечёт согрешивших, предварительно призвавши их к покаянию и исправлению?

(Поставленный выше вопрос в принципе был риторический, т. к. собрать законный Собор в ситуации гонений безбожников, да и в сегодняшней также, не представлялся возможным. В нашем же случае, возникает другой вопрос: достигло ли внедрение ереси экуменизма в РПЦ нужного «градуса», после которого наступает уже точка невозврата, т. е. когда и Ангелы перестают посылаться вместо недостойных священнослужителей или ещё нет? И можно лишь только предположить, что Господь ещё какое-то время долготерпит ради неспособных уяснить себе сущность происходящего, т. е. совершает ради них невероятную икономию. Для понимающих же сущность ереси экуменизма, особенно для теплохладных клириков, Таинства, совершаемые Ангелами, однозначно идут им в суд и осуждение. И это следует не только из приводимого здесь письма Священномученика, но и из приведённой выше позиции свщмч. Кирилла, Митрополита Казанского – ВК.)

Отщетились благодати м. С., X, Y, Z, (п. К, м. И и др. – ВК) но пока они не отсечены – не действует ли в Церкви то положение, исповедуемое Церковью, что “вместо недостойных служителей алтаря Господь ангелов своих невидимо для совершения блаженственного таинства посылает”? (из акафиста ко святому Причащению, икос 7 – ВК)

Если такое положение существует (я верую, что такое есть), то не благоразумнее ли потерпеть, не обвинять в беззакониях сознательного сергианства (экуменизма – ВК) массы тех, кои страдают в душе от творимой беззаконниками неправды, кои нисколько не разделяют их мнений, но, не будучи в состоянии уяснить себе сущность наших расхождений, боятся ошибиться при самостоятельном выборе пути, находя же единственную отраду и утешение среди окружающего мрака и скорби в церковных службах, – посещают сергианские (экуменические – ВК) храмы? Такое состояние я полагаю терпимым в отношении тех слабых, непросвещенных, коим в силу их младенческого неведения и простоты не может быть вменён грех сергианства (экуменизма – ВК).

Погрешают те из них, кои понимают всю неправду и проистекающее из неё зло сергианства (экуменизма – ВК), но по инертности своей или по малодушию остаются в рядах тех.

Еще больше погрешают те пастыри, кои разбираются в положении, но благодаря трусости своей, или, того хуже, – по материальному расчёту, остаются в рядах сергиан (экуменистов – ВК), увеличивая количество и значимость их. К несчастью, таковых немало.

Что же касается тех рабов Божиих, коим дано разобраться в положении, осознать неправду и зло сергианства (экуменизма – ВК), понять, что путь сергианства (экуменизма – ВК) – есть путь апостасии, – те обязаны не только выступить с протестом против деяний м. С. (п. К. – ВК) и присных его, не только пройти указанный Писанием и церковными правилами путь увещания и обличения соблазнителей, но и своим примером должны показать своё противление совершающейся неправде и соблазну, порывая литургическое общение с сергианами (экуменистами – ВК), не посещая храмов их, делая всё возможное для приближения момента соборного суда над беззаконниками…

Я нахожу возможным “потерпеть”, не обвинять в беззаконии сознательного сергианства (экуменизма – ВК) массы простодушных, непросвещенных, и только потерпеть, ибо завтра они сами побегут к нам, вернее – те из них, кои “предуставлены ко спасению”. История времён соборов дает нам много примеров такого снисходительного отношения к “простодушным”…

Излияние и действие благодати не представляется мне как действие струи воды, которой необходимо окачивается всякий подошедший под открытый кран, или коей всякий может напиться, стоит только ему открыть рот. Если искать аналогий во внешних явлениях, то действие благодати представляется мне, как действие света в затхлом подполье, когда откроют туда доступ солнца: вся нечисть, макрицы, миазмы, гнилостные черви будут убиты светом или скроются опять во тьму, всякая плесень потребится, попавшие туда здоровые семена дадут ростки и потянутся к свету, питаясь и претворяясь в животворящих лучах света и тепла. Поэтому, пока Церковью не пресечен доступ благодатного света в дебри сергианства (экуменизма – ВК), случайно попавшие туда здоровые семена или растеньица могут ещё пользоваться дарами благодати Духа Святого в меру веры своей, в меру возраста духовного. Мы же вместе с Вами исповедуем, что одни и те же Св[ятые] тайны служат одним во спасение, другим “в суд и осуждение”» (http://drevle.narod.ru/damaskin.htm).

И в завершении, приведу ещё позицию исповедника, Епископа Афанасия (Сахарова), в том числе писавшего об обязанности отложиться от ересиарха: «За недостойных священнослужителей Господь посылает Ангела Своего совершать Святые Таинства. Таинства, совершаемые недостойными священнослужителями, бывают в суд и осуждение священнослужителям, но и в благодатное освящение с верою приемлющих их. Только одно обстоятельство, – если священнослужитель начнет открыто, всенародно, с церковного амвона проповедывать ересь, уже осужденную Отцами на Вселенских Соборах (точнее, как говорит 15 правило Двукратного Собора, «осужденныя святыми соборами или отцами» – ВК), – не только дает право, но и обязует каждого, и клирика и мирянина, не дожидаясь соборного суда, прервать всякое общение с таким проповедником, какой бы высокий пост в церковной иерархии он не занимал» (http://krotov.info/history/20/1950/saharov.htm).

В частности, в нашем случае Отцы Русской Зарубежной Церкви соборно признали экуменизм ересью (как совокупность прежде уже осуждённых ересей) и анафематствовали его от лица всей Поместной Русской Церкви (как её свободная и неотъемлемая часть), что и обязывает верных отложиться от еретиков, например, от лжепатриарха, проповедующего публично уже осуждённую ересь экуменизма, ради которой собирать ещё раз Собор надобности нет никакой.

Таким образом, можно вполне утверждать, что вместо недостойных, безблагодатных священнослужителей МП (поминающих лжепатриарха и внешне имитирующих священнодействия) Таинства ради и при наличии «простодушных» искренне верующих во Христа совершаются Ангелами. И надо думать, что Господь будет совершать эту «невероятную икономию», пока такие простодушные в вере ещё в МП остаются. Ибо впадение в ересь и отпадение от Православия, это – процесс, длящийся во времени. А пока мы бесконечно и дерзко спорим о Его благодати, Господь неуклонно собирает отовсюду в Свою житницу всё хоть как-то пригодное, при этом в свою меру, т. е. «плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать» (Мф. 13:8)

Но как Он это делает, почему, и в отношении кого именно, это – тайна Божия.

Как писал св. прав. Иоанн Кронштадтский, «Когда идет дело о тайнах Божиих, не спрашивай внутренне: как это бывает? Ты не знаешь, как Бог сотворил весь мир из ничего; не можешь, да и не должен знать и здесь, как что-либо Бог делает тайно. Тайна Божия тайною и должна для тебя остаться, потому что ты не Бог, не можешь знать всего, что бесконечно премудрому, всемогущему Богу известно. Ты – дело рук Его, ничтожная тварь Его…» («Моя жизнь во Христе» – http://pravprihod.ru/pages/main/library/books/23778/index.shtml ).

В принципе, судить в отношении наличия благодати или потери её, тем более по формальному признаку, дело не только сложное (как превышающее немощные человеческие силы), но и не безопасное (могущее привести к духовному повреждению и как пишут к «хуле на Святаго Духа»). У кого же имеется «чувство истины» и так всё поймёт, и сделает правильный выбор (т. е. в случае опасности просто отгородится), а у которого его нет, объяснить невозможно – хоть «кол на голове тещи», для них и у римо-католиков всё положенное совершается.

И ещё: надо понимать, что Православие – действительно парадоксально и таинственно и практически не вмещается в человеческие схемы, поэтому, некоторые вещи не входят в иные ограниченные головы, пропитанные тупым, формальным и сухим рационализмом. С другой стороны, что до того церковным рационалистам, если Господь желает спасти кого-либо из находящихся поневоле в сергианстве и экуменизме (т. е. посещающих в простоте веры храмы, где поминают лжепатриарха, тем более, если других в реальности нет или их очень сложно сыскать)?

Как писал Митрополит Афанасий Лимассольский, «Бог не действует по схемам, Бог не вмещается в схемы, как бы мы ни старались Его туда втиснуть. У Бога имеются Свои способы, Свои мерки, Свой ритм, Он действует по-Своему. А если Бог действует так, то кто мы такие, чтобы судить и исследовать дела Божии?!» (http://www.pravoslavie.ru/63961.html).

Да и метаморфозы возможны неожиданные: ведь превратился же под влиянием благодати Божьей гонитель Церкви Савл в великого Апостола Павла и случай этот далеко, далеко не единичный...

Как иллюстрацию приведу одну историю: «Родился будущий владыка в крестьянской семье. Воевал на фронте Великой Отечественной. Был тяжело ранен, после лечения стал студентом. В Бога не веровал. Но вызвали его в обком партии вскоре после войны и дали приказ – пойдёшь учиться в семинарию, нам нужны там свои люди, верные коммунисты. Опешил – но пошёл, приказ партии исполнил. Окончил курс семинарии – в Бога едва ли верил. Стал священником – по деревням народу было много, а храмы стояли заколоченные – и, сказал он: “я два года с утра до ночи крестил и отпевал, крестил и отпевал – от села к селу двигаясь, Веру простого народа видел и чувствовал, – так и сам уверовал”.

Думаю, что так могло быть со многими. ... Поэтому Православная Церковь, даже под коммунистами, никогда не становилась полностью подсоветской» (http://ronsslav.com/igor-artyomov-kakogo-edinstva-my-ishhem/).

И ещё раз: если даже и спасает Бог таковых (простодушных из простого народа), и даёт им Свою Веру, понимающим суть вопроса (о чём подробно говорилось выше) путь в храмы, где поминают экуменистов, заказан из-за опасности впасть в «суд и осуждение», от чего избави их Господь. Ибо, если ты всё знаешь о ереси и сам не еретик, то зачем тебе делать что-либо против своей веры и ходить в гундяевские или в иные, аналогичные по сути храмы, придумывая для этого нелепые оправдания? И что ты там можешь получить? Ни горящие ли угли вместо Тела и Крови Спасителя? То есть вместо спасения вечное осуждение…

Ведь благодать Божия при совершении Таинств и в Таинствах не действует автоматически, она – неумолимо избирательна: отсюда недостойным (еретикам, отступникам и прочим) – горящие угли от демонов, а достойным – Тело и Кровь Христа через Ангелов.

В заключение этой темы (в качестве «сверки компаса») приведу отрывок из интервью 1990 г. Митрополита Виталия (см. Дополнение № 9): «Мы считаем, что Русский народ, простой народ, который не разбирается, ни в сергианстве, ни в чём, когда он подходит к чаше в храме Московской Патриархии, … что он причащается святых Таин Христовых. Но поскольку знания идут всё глубже и глубже, и … я говорю до русского человека даже без какого-то особого образования, всё-таки до него уже начинает доходить неправда Московской Патриархии, сергианство, другими словами, уже приближаемся к такому времени, когда мы назовём сергианство ересью, а это будет тогда очень серьёзная вещь. И вот видимо происходит над Русским народом совершенно невероятная, непостижимая Божественная икономия: человек, который подходит к чаше с полным незнанием, невежеством что происходит, он причащается, а человек, который приходит к чаше, зная о сергианстве, он причащается себе в осуждение. Так мы понимаем, так нам говорили узники Соловецкие. Так они понимали, так мы понимаем до сего дня. Это совершенно непостижимая вещь для нас, это какая-то невероятная Божественная икономия…».

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments