Kirillov Vladimir Yurievich (kirillov_v_y) wrote,
Kirillov Vladimir Yurievich
kirillov_v_y

Category:

Два письма Митрополиту Филарету 1976 г. по поводу вмешательства РПЦЗ в дела Греческой Церкви

 М. Фил. и арх. Пан

Леснинский м-рь: архим. Пантелеймон, мон. Магдалина, Митр. Филарет, иг. Феодора

Письмо Архиепископа Антония Женевского Митрополиту Филарету, отдыхающему в Леснинском монастыре

8-го июля 1976 года

Ваше Высокопреосвященство,

дорогой о Господа Владыко, опять надоедаю Вам.

Во-первых, посылаю фотокопию письма посланнаго Вам неким иподиаконом Леонтием Константио. С оригинальнаго английскаго текста перевод сделан епископом Нафанаилом. От. Г. Граббе написал мать Магдалине, что он такого письма никогда не видел. Странно, куда же оно, направленное на Ваш адрес, пропало? Мною была получена копия письма, с ко­торой и сделан перевод на русский язык! Иподиакона Леонтия я не знаю и о нем никогда ничего не слышал. Убедительно прошу Вас, прочесть внимательно его письмо к Вам.

Это письмо написано очень серьезно, и затраги­вает много очень важных вопросов. Может быть, оно являет­ся результатом коллективной работы. Оно отправлено всем пат­риархам. От него нельзя просто отмахнуться, т. к. по истине наше вмешательство во внутренния дела Греческой Церкви неканоничны и беззаконны. Мне кажется, мы должны признать свою вину в данном случае и наказать виновных. Во всяком случае, это письмо необходимо обсудить на Архиерейском Соборе и пока не давать на него никакого частнаго ответа. Это пись­мо касается всего нашего епископата. Об этом я пишу рапорт в Синод.

Одновременно посылаю Вам копию доклада еписко­па Нафанаила по поводу письма иподиакона Леонтия предстоя­щему Собору (на тот случай, если он Вам его не передал), с содержанием котораго я вполне согласен.

Посылаю так же и решение собора Матеистов от­носительно нашей Церкви, если Вы не успели ознакомиться с ним в Нью-Йорке. М. Магдалина Вам переведет на русский яз. Я очень рад, что они от нас отказались, по крайней мере, не будут нас компрометировать! Их решение еще раз свидетельствует о неправильности наших действий в отношении Элладской Церкви в целом!

Нечто странное произошло в Голландии. Явился в Гаагу архим Пантелеймон, заявив старосте и прихожанам о том, что он уполномочен Вами разобраться в церковных де­лах. Его принимали, как делегата (?) и были удивлены. Засви­детельствовали ему наши прихожане, что у нас все благополучно и что они довольны своими священниками и весьма им благодар­ны. Так Пантелеймон и уехал ни с чем. Любит он совать свой нос, куда его не просят! Объясните мне пож. в чем дело. Не ве­рю, чтобы Пантелеймон был уполномочен Вами, ибо в таком слу­чае, Вы бы по всей вероятности спросили моего мнения, или хотя бы предупредили меня. Думаю, что явился он самозванцем, на что конечно не имеет никакого права! Необходимо ему это поставить на вид!

+ А. Ант.

Письмо иподиакона Леонтия Константио Митрополиту Филарету

«Если будут склонять, тебя грешники,

не соглашайся» (Прит. 1,10)

1-го марта ст. ст. 1976 г.

 Неделя Торжества Православия

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейщему Митрополиту Филарету, Священный Синод Русской Православной Церкви Заграницей.

Склоняясь пред десницей Вашего Высокопреосвященства а также епископов Священнаго Синода, я испрашиваю Вашего Архипастырскаго благословения.

Из страха Божия и из-за любви к святой Православной Церкви, я смиренно хочу представить мои возражения против прежней церковной политики нашей святой Зарубежной Церкви в отношении к иным Поместным Церквам. Я молюсь, чтобы это мое письмо не было принято, как один из упреков в отношении моих почитаемых и глубокоуважаемых священноначальников.

Это письмо включает краткое, но аккуратное изложение предмета, кото­рый я докладываю, ибо мой личный опыт в церковном положении Автокефальной Церкви Греции и знание ея истории дали мне по благодати Божией правильное понимание календарного вопроса и глубокий неопровержимый в этом опыт.

Через несколько десятилетий после греческой войны за независимость, в 1821 г. Православная Церковь в Греции, которая была тогда под непосредственной юрисдикцией Вселенскаго патриарха, благодаря влиянию Преосвященного Феоклита Фармакидийскаго, служившего иностранным державам, с целью ослабления Вселенскаго патриархата, ввиду появления новой ‒ Греческой нации, ‒ 15 епископов, подчинявшихся Вселенскому Престолу, дали себя уговорить и провозгласить себя неканонически и бунтовщически Автономной и Автокефальной Церковью Греции.

Мудрый Вселенский Престол видел злыя силы, стоящия за этим неканониче­ским актом, но, не желая создавать раскола, даровал Томос Автокефалии, который был подписан Вселенским патриархом Анфимом, патриархом Кириллом Иерусалимским, пятью бывшими патриархами Константинопольскими и 14-ю мит­рополитами. Так Автокефальная Церковь Греции получила свое законное существование.

Автокефальная Греческая Церковь с того момента обладает полнотой общения со всеми древними патриархатами и со всеми законными Поместными юрисдикциями.

Здесь уместно будет сказать, что печальной памяти Вселенский патриарх Мелетий Метаксакис беззаконно ввел папистский Григорианский календарь в Матерь Церковь и обманом в другие два древние патриархата, именно, в Александрийский и Антиохийский. Только Иерусалимский патриархат не переменил ка­лендаря.

Получившая Томос от Константинопольскаго патриарха Автокефальная Церковь Греции, в конце концов, поддалась волне модернизма, заливавшей тог­да Церковь, и переменила свой литургический календарь в 1924 г., несмотря на то, что всем хорошо известно, что три прежних всеправославных Собора осудили попытки переменить литургический календарь. Но модерниствующие епископы 20-го столетия не были высокаго духовнаго калибра!

Итак, мы ясно видим, что Автокефальная Церковь Греции не разорвала общения с древними патриархатами, несмотря на осужденное календарное нов­шество.

Я хочу тут отметить, что с падения Римской империи в 1453 г., и осо­бенно после рождения Греции, как нации в 1821 г., единая, святая соборная и апостольская Церковь претерпевала невообразимо жестокую борьбу с силами зла этого мира за свое существование, ибо Ея враги суть и внутри и вне Ея. Но «врата адовы не одолеют Ея». Возможность свободнаго всеправославнаго Собора не могла осуществиться, но это, ни в коем случае не значит, что эти реформированныя Церкви потеряли Духа Святаго и лишены Благодати. Отринем это кощунство!

Внезапно в 1924 г., Автокефальная Церковь Греции, имевшая тогда своим возглавителем печальной памяти архиепископа Хризостома Пападопулоса, вопреки его и изследовательнаго Комитета, возглавлявшегося проф. А. Алевизатосом, вопреки прежним разсмотрениям и заявлениям о том, «что всякое изменение литургическаго календаря без вселенскаго разрешения является неканоническим и может ввергнуть Церковь Греции в раскол», вопреки всему этому он незаконно и насильно ввел папское календарное новшество и тем создал раскол внутри Церкви Греции. Архиепископ Хризостом знал заранее о вреде, который он причиняет, но как Иуда, предавая дух свв. Канонов и св. Предания, он выдвинул это и расколол Церковь Греции. Чтобы показать духов­ную жизнь архипастырей Церкви Греций, они должны были бы исправить этот акт архиепископа Хризостома, как истинно добродетельные люди, но, увы, они остались равнодушны к проблемам, созданным этим расколом, даже до сего дня.

Вождем протестовавших иерархов был Митрополит Флоринский Хризостом. И он, и несколько других архипастырей за свою истинно православную позицию были архиепископом Хризостомом лишены своих кафедр и подвергнуты снятию сана, вопреки духу свв. Канонов. Митрополит Флоринский Хризостом в согласии с другими иерархами, последовавшими за ним, подчинился лишению кафедры, но не признал лишения сана, и они продолжали свою борьбу за возстановление православнаго литургическаго календаря, основываясь на 15-м правиле св. Двукратнаго Собора. Впрочем, применение этого канона в отношении церковнаго календаря спорно, во-первых, потому что календарь не дог­мат, хотя через него и выражаются догматы, а во-вторых, Архиепископ не проповедывал ереси, согласно истории, описывающей эту проблему.

На следующий год, после года преследований против протестующих еписко­пов и мирян, предпринятых Архиепископом Хризостомом Пападопулосом, 13-го сентября 1925 г. над монастырем св. Иоанна Богослова на горе Гиметус в предместье, именуемом Папагу, чудесно явилось знамение Животворящаго Кре­ста Господня. Оно явилось на небе над монастырем, и было видно в течение, по крайней мере, 15 минут. Это знамение было воспринято старокалендарниками, как они стали называться, как знак того, что они благословляемы Бо­гом на непоколебимость в деле сохранения церковнаго календаря. Но ведь надо заметить, что венчается благословением или осуждением не начало борьбы, а окончание ея.

Вследствие природы календарной проблемы все протестующие против новаго календаря епископы единогласно постановили не создавать постояннаго раскола посвящением новых епископов и не основывать новаго Синода, ибо это будет нарушением св. Канонов. Если они предпримут это, то они потеря­ют право опираться на 15-ое правило Константинопольскаго Собора. Но они посвящали священников и диаконов.

Позднее, в конце 1930-х годов один из епископов протестующей группы, по имени Матфей, бунтарски нарушил прежнее соглашение не посвящать новых епископов и самовольно и единолично посвятил новых иерархов, даровав им титулы и юрисдикции, и провозгласил себя архиепископом и основал новую Церковь. (Неточность: в 1937 г. викарный епископ Матфей разорвал отношения с другими старостильными иерархами и лишь в 1948 г. совершил единоличные хиротонии; архиепископом он был провозглашен в 1949 г. ‒ ипд.ВК.) Это является вопиющим нарушением 1, 4, 14, 15, 31, 34 и 35 Апостольских правил, а также 18 пр. 4 Вс. Собора и 13, 19 и 22 правил Антиох. Собора.

После основания своей собственной Церкви (вернее, в октябре 1937 г. после разрыва отношений с другими старостильными иерархами – ипд.ВК) … Матфей всенародно провозгласил недействительность святых Таинств, поставивших его епископов (Хризостома Флоринского и др. – ипд.ВК), и объявил, что Святый Дух покинул реформированную Автокефальную Церковь Греции автоматически из-за календарнаго новшества. С того времени, учил Матфей, Автокефальная Церковь Греции лишилась спасительной благодати. Этим Матфей сформулировал еретическую доктрину об «автоматической потери бла­годати», которую он и его последователи применяли к трем древним патриархатам.

Эта доктрина, которую хранят и которой учат матфеевцы даже доныне, является совершенно чуждой церковному учению о единой святой соборной и апостольской Церкви.

Митрополит Флоринский Хризостом со всеми единомышленными с ним архиереями объявил предосудительным и не имеющим канонической силы действия Матфея и заявил, что они не будут иметь общения с матфеевской группой, ибо та не имеет канонической личности – ипостаси (тоже самое считала и официальная Церковь – ипд.ВК).

С течением ряда лет протестующие епископы, объединенные под главенством Митрополита Флоринскаго Хризостома, скончались или вернулись в официальную Автокефальную Церковь Греции. Среди них был и епископ Поликарп.

Итак, последователи почившаго Митрополита Флоринскаго Хризостома оказались, как они думали, без иерархии. Это положение продолжалось много лет. Низшее духовенство и миряне были оставлены, так как они прервали общение с Церковью Греции. Нужно тут отметить, что древние Патриархаты и другия Православныя Автокефальныя юрисдикции не вмешивались в календарный раскол Церкви Греции в течение всех этих лет, во-первых, потому что невозможно было собрать всеправославный Собор из-за 1-й и 2-й Мировых войн, и так как ряд Православных Церквей оказался за «железным занавесом», не имея возможности дать себя услышать, а во-вторых, потому что они не имели каноническаго права без санкции всей Соборной Церкви вмешиваться в юрисдикцию Автокефальной Церкви, ибо календарное новшество не может считаться догматом и не имеет силы, удаляющей Духа Святаго из Христовой Церкви (т. к. не является ересью – ипд.ВК). Воистину непогрешимо лишь сознание всей Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

Утверждение о том, что последователи Митрополита Хризостома Флоринскаго не имеют епископов – неверно, я сказал бы даже кощунственно. Они не имеют больше законно протестовавших епископов, так как они скончались, но Автокефальная Церковь Греции остается со своей канонической иерархией, хотя и духовно поврежденная из-за календарнаго новшества и из-за своего сомнительнаго отношения к Греческому государству.

Внезапно, в конце 50-х – начале 60-х годов (точнее в 1962-м году после ряда хиротоний – ипд.ВК) явился новый Синод епископов (новая Церковь) на место скончавшихся протестовавших иерархов. И эти новые епископы утверждали и утверждают, что они свое посвящение по­лучили от Русской Православной Зарубежной Церкви. Здесь начало того, что наша святая Зарубежная Церковь приобрела уродливую проказу духовнаго блудодеяния. Если мы прочитаем 35-ое Апостольское правило, а также 13, 19, к 22-ое правило святаго Антиохийскаго Собора, то мы получим точное представление о природе поставления и существования этих новых епископов, получивших начало от Священнаго Синода Зарубежной Церкви (Синод РПЦЗ признал эти хиротонии лишь в 1969 г. – ипд.ВК), точное представление об этом в свете истории выработки учения о Православной Церкви об Ея единстве, как Соборнаго Тела Христова.

Поверьте мне, святые отцы, мне больно и прискорбно говорить об истории этих незаконно посвященных Греческих епископов. Как могли мои духов­ные руководители принять участие в этом полностью незаконном внеюрисдикционном основании новой Церкви в Греции? Как могли мои духовные руководи­тели санкционировать и благословить такое вопиющее нарушение святых Канонов, которые, как мы православные христиане исповедуем также Богодухновенны и святы, как и Священное Писание и также драгоценны?

Но это правда. Моя высоко почитаемая иерархия очернила свой образ святой, ревнующей о свв. Канонах, Церкви в Изгнании.

Разсмотрим, как это случилось. Однажды, свыше 20 лет тому назад в Америку приехал из Греции иеромонах по имени Акакий Папас. Вскоре, его видели (в 1960 году) в епархии епископа Серафима Чикагскаго, а после того он вернулся в Грецию, как епископ в нарушение 34-го апостольскаго правила и 3-го правила Антиохийскаго Собора.

Я хочу отметить тут, что я не буду называть имена епископов нашей Зарубежной Церкви, действовавших противоканонически, чтобы была возможность исправить эти ошибки без посрамления наших священновозглавителей.

Посвящение Акакия Папаса было совершено без ведома нашего тогда Первоиерарха, Митрополита Анастасия и Священнаго Синода, вопреки 19-му правилу Антиохийскаго Собора.

Незаконно посвященный епископ Акакий Папас, вернувшись в Грецию, совершал свое епископское служение в епархии другого епископа, вопреки 22 правилу Антиохийскаго Собора и посвящал клириков вопреки 13 правилу Антиох. Собора. ... Вскоре после кончины епископа Акакия Папаса в Греции появились два епископа Зарубежной Церкви, которые незаконно, без ведома и позволения нашего Синода и без благословения Автокефальной Церкви Греции, поставили двух новых епископов: самозваннаго архиепископа Авксентия (Пастраса) и епископа Саламинскаго Геронтия (Маргиолис). (Здесь есть неточность: в 1962 г. в Грецию приехал лишь один зарубежный епископ ‒ вл. Леонтий Чилийский и вместе с еп. Акакием поставил двух упомянутых епископов и лишь только после этого еп. Акакий через год скончался. С другой стороны, два зарубежных епископа: вл. Леонтий и еп. Серафим Каракасский, правда, также самочинно поставили в Америки во епископа Асторийского Петра Астифидис) – ипд.ВК.) Эти внеюрисдикционныя посвящения: были вопиющим нарушением святых Канонов, и что хуже всего, наш Священный Синод дал позднее признание этому.

Я молю наших духовных возглавителей дать ответ, с каких пор имеет наша Зарубежная Церковь право вмешиваться в юрисдикцию Автокефальной Цер­кви Греции? Когда Греция вошла в нашу юрисдикцию? Откуда наша Зарубежная Церковь приобрела право санкционировать противозаконные посвящения?

Со­вершая это наша Зарубежная Церковь как будто не признает Томаса, дарованнаго Церкви в Греции Вселенским патриархом в прошлом веке, и верит, что Святый Дух покинул Автокефальную Церковь Греции и три древних патриархата из-за календарнаго новшества, как это учат и в это верят те еретики (матфеевцы – ипд.ВК), которых мы санкционируем. Умоляю наших святых отцев отвергнуть и исправить эти идеи.

Между тем новопосвященные греческие епископы Авксентий и Геронтий стали совершать посвящения еще новых епископов, а два епископа нашего Синода вернулись в Америку после совершения духовнаго прелюбодеяния (неточность: один епископ – вл. Леонтий).

Изследуем подноготную этих старокалендарных личностей, которые в качестве истинно православных христиан продают благочестие, как товар.

Нынешний самозванный архиепископ Авксентий ранее служил в греческом флоте (вернее, учился в Королевской Военно-Морской Академии в Афинах – ипд.ВК) и был уволен из флота по моральным причинам (затем поступил в матфеевский Спасо-Преображенский монастырь, где и стал позже иеромонахом; в 1950-х годах примкнул к флоринитам – ипд.ВК). После своего противо-каноническаго и недействительнаго возведения в ранг архиепископа он обра­тился к новокалендарной Автокефальной Церкви Греции с прошением о принятии его епископом. Греческая Церковь отказала ему в этом, объявив недействительным его служение в качестве епископа на канонических основаниях. И пра­вильно сделала. Авксентий иеромонах, матфеевец до корня волос. Он верил и верит в учение об «автоматической потери благодати» в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви (см. энциклику № 1191 от 5-го июня 1974 г., которая доныне им не отвергнута). Должно отметить тут, что все духовенст­во матфеевской ереси, также как авксентиевская группа, не имеет номоканонической ипостаси, вследствие своего происхождения. Авксентий годами жил в женском монастыре, что также является вопиющим нарушением монастырских канонов.

Епископ Саламинский Геронтий также матфеевец по своему прошлому и по своим убеждениям. Он был раньше полицейским офицером и также годами жил в женском монастыре.

Епископ Акакий Диабельский также матфеевец и вообще неблагочестив. С молодых лет он жил в женском монастыре, и у него монахи сообитают (живут вместе – ипд.ВК) с мо­нахинями. Православные верующие скандализированы этим, но он это приемлет. Женский монастырь у него напоминает гарем. Я являюсь быть свидетелем этого. Епископ Антоний Мегаридский также живет в женском монастыре. Он был духовником и духовным руководителем матфеевцев в 24 года, твердо верящий в учение об «автоматической потери благодати». По ревности о своем «истинном» Православии в феврале 1974 г. он прибыл в Америку и напечатал в греческой газете «Этникон Кириаки» о том, что он ‒ архиепископ Северной и Южной Америки, митрополит и экзарх ‒ все в одном титуле. Недавно (в прошлом месяце) он совершил «православное» погребение известнаго франкмасона Георгия Коколатоса, в городе Моунт Верной, и так «с Божиим благословеньем» опустил франк­масона в могилу. А с другой стороны он отказывает в Святых Таинствах верующим, принадлежащим к Автокефальной Церкви Греции.

Епископ Гавриил тоже матфеевец, тоже живет в известном женском монас­тырь и также подписал позорную энциклику № 1191 от 5/VI 1974 г.

И все остальные епископы авксентиевской группы являются также матфеевцами, живут в женских монастырях и по учению своему ничем не отличаются от прочих матфеевцев.

Они отличаются только тем, что были противоканонически посвящены двумя епископами нашего Синода, вместо одного, как это было с матфеевскими епископами, посвященными Матфеем.

Наше наблюдение ясно. Фактически существует два матфеевских (по духу – ипд.ВК) архиепископа и два Синода. Почему эти две группы не соединятся? У них та же самая ересь. Потому, что они почитают тварь паче Творца. Тут мы видим туже самую ересь в двойном воплощении. И самое ужасное это то, что их существование благословлено нашим Синодом святой Зарубежной Церкви. Здесь ясно видна коварная тропинка, на которую вступила наша Церковь. Для нашей Зарубежной Церкви необходимо положить конец этому греху, чтобы голос нашей Церкви был поистине православным.

Позвольте мне тут заметить, что эти старокалендарныя группы называются в Автокефальной Церкви Греции «мусорными ямами», потому что все клирики, с которых снимается сан, с готовностью приемлются обеими отколовшимися группами вопреки 21 пр. 6-го Вселенскаго Собора. Это печальный факт.

Я соблазняюсь нашими святыми отцами, и мне причиняет много скорби это ужасное положение. Наш Священный Синод, вместо того, чтобы исправить прошлыя ошибки, громко продолжает благословлять неканонические акты и дела. Нам известно, что в 1971 г. епископы Каллист и Епифаний, принадлежащие к матфеевской ереси, были посвящены епископом Филофеем Берлинским и еписко­пом Константином Новозеландским (в те годы викарием Австралийско-Новозеландской епархии – ипд.ВК) в матфеевском (по духу – ипд.ВК) Свято-Преображенском монастыре архимандрита Пантелеймона в Бостоне, который формально, но не по сердцу, принадлежит нашему Синоду. Эти два наших высокопочитаемых и истинно благочестивых иерарха признались мне в присутствии свидетелей в том, что они были обманом вовлечены в совершение этого посвящения. Но те, кто обманули этих святителей нашего Синода, не были осуждены. Оба посвященных матфеевских епископа по возвращении в Грецию отвергли общение со святой Зарубежной Церковью. Таков способ еретиков выражать свою благодарность.

Наша Церковь приказала этим матфеевским епископам по их возвращении посвятить остальных епископов для своей группы и соединиться с группой Авксентия. Они этого не сделали. Легче протестанту стать папистом, чем этим ере­тическим Церквам соединиться. И все же, когда было совершено настолование новаго матфеевскаго архиепископа Андрея наша Церковь послала поздрави­тельное письмо.

Я не могу продолжать дальше. Это положение причиняет мне жестокую боль. Я смиренно прошу моих священноначальников исправить этот грех, который чер­нит образ нашей святой Церкви.

Я читал письмо Вашего Высокопреосвященства Митрополиту Иринею Американ­ской митрополии относительно совместнаго служения с ними нашей Зарубежной Церкви, с упоминаемой Вашим Высокопреосвященством истории Блаженной Ксении, нашедшей крысу на дне бочонка с медом. Отношение нашей Церкви к этим противоканоническим еретическим Церквам является тоже крысой на дне бочки с медом. Ибо, крыса в данном случае, преступно совершаемая этими двумя еретическими Синодами (прелюбодейно рожденных старокалендарников), введших учение об «автоматической потери благодати» в единой святой соборной и апостольской Церкви, и вложивших это в наш сосуд мёда, нарушив тем церковное общение с канонической Автокефальной Церковью Греции.

Поэтому, пожалуйста, в свете всего изложеннаго восстановите канониче­ския отношения с Автокефальной Церковью Греции, и пусть наша святая Церковь действует в канонических пределах, согласно своему изгнанническому положению.

Я также должен сказать Вашему Высокопреосвященству, что я в прошлом был в общении с ересью Авксентия, вследствие санкции его нашей Церковью (т. е. признанию его Синода РПЦЗ – ипд.ВК). Я искренне раскаялся в этом и порвал всякое общение с ними. Я узнал истину, и истина сделала меня свободным. Я с того времени хожу в церковь юрисдикции Автокефальной Церкви Греции, выполняя свой церковный долг. И я также посещаю подворье Синайскаго монастыря, находящееся в Афинах.

Моля о правых мерах Ваше Высокопреосвященство, я ожидаю Вашего благословения и ответа.

Преклоняясь пред Вашей десницей, Ваше Высокопреосвященство, и пред Священным Синодом, я молю преподать мне благословение и простить меня, если я в чем-либо огорчил Вас.

Ваш духовный сын во Христе,

иподиакон Леонтий Константио.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments