Kirillov Vladimir Yurievich (kirillov_v_y) wrote,
Kirillov Vladimir Yurievich
kirillov_v_y

Category:

Была ли фанатична ли Русская Зарубежная Церковь?

Письмо Архиепископа Серафима Брюссельского и Западно-Европейского

 

При Леснинском Монастыре,

(Франция) 13/26 февраля 97 г.

Преп. Мартиниана.

 

Дорогой Друг, ‒ Вам я очень признателен, что регулярно посылаете различные вырезки из газет из России, по определённым вопросам. Мне для сведения это полезно, конечно.

Последняя Ваша присылка ‒ с двумя фото, на одной из них даже я ‒ в моей молодости. Хочу Вам объяснить, что никакого чувства, что вот, меня "залопали" в чём-то пакостном, предосудительном, "поймали на месте преступления" ‒ нет! Нужно понять, что Зарубежная Церковь, как бы она ни исповедовала Истину, тем не менее, когда эта Истина вовсе не затронута ‒ вовсе не фанатична. Вот в одном из последних номеров при "Русской Мысли" у них такое приложение бывает, в католическо-промосковском духе, редакторы в России: так вот в последнем номере такой священник Чистяков написал что-то в том смысле, что "карловчане фанатики старого стиля". Конечно, в серьёзном издании могло быть приличнее, но дело не в этом. Он пишет совершенно не зная вопроса. Мы именно вовсе не фанатики того же старого стиля (начинаю с этого). Основоположник Заруб. Церкви митр. Антоний сам твёрдый в Предании, сам твёрдо держащийся того же старого стиля, когда было нужно, кажется в 35 или 36 году ‒ поехал в Бухарест на торжества юбилейные создании Патриархии там, участвовал, сложил и проч. Между тем и патриарх был новостильник, и также сослужили Представители из православной Польши, "автономию" которой Заруб. Церковь за Свят. Патр. Тихоном не признавала и проч. Именно потому что мы не фанатичны. Святитель Иоанн Шанхайский, сам очень строгий к Преданию и малейшим Правилам Церкви, принял в общение православных голландцев, которые были не только новостильниками, но даже и Пасхалия была у них Западная! Вот это последнее он просил от них ‒ прекратить и перейти на нашу. А когда он принял такую группу Ковалевского в Париже, то они даже сохранили и это, обещая в будущем, постепенно, перейти на нашу Пасхалию. И несмотря на это Святитель служил у них, рукополагал и проч. Да и по сей день в недрах нашей Заруб. Церкви у нас имеются приходы и даже целое Благочиние, румынское зарубежом, которые как держались и так и держатся по сей день нового календаря!

Что это значит? Это значит, что наша Церковь говорит, что Новый стиль это отрица­тельное явление, но что это не ересь, это не значит (как говорят греки старостильники именно фанатики) ‒ что такие "вне Церкви"!

Когда был 2-й Ватиканский (католический) Собор, то наш Вл. Анто­ний Женевский был приглашён и был как "наблюдатель". Денег на проезд от Ватикана он не принял и жил и столовался не на их счёт, а при нашей церкви в Риме. Чем сохранял всегда свободу говорить и поступать как хотел. Когда нужно было, он выступил в Риме против действий католиков (униатство) и выступил очень открыто и резко. Те перепугались, приехали для объяснений и проч. Как видите, мы можем участвовать, но сохраняя свою свободу. Идём до какого то предела. Участвуем до какой то границы. Как в своё время Святой патр. Тихон в Росси ‒ пошёл даже на какие то компромиссы с сов. властью, но никак не переходил той границы, которую легко и просто перешёл митр. Сергий и на что шла сов. патриархия всё время.

Ещё пример: патриархия, как овечка, говорит или любит говорить: "мы себя скомпро­метировали с большевиками, а Зарубежная Церковь, мол, с Гитлером"! Какая ерунда. Да разве мы Германии говорили "ваши радости ‒ наши радости" (митр. Сергий, откуда сергианство). Да наконец Заруб. Церковь простиралась по всему миру: наши и приходы и целые епархии и до войны и во время (!) войны и в Германии, но и в Англии, в Австралии (под Англией!) и на Св. Земле (под Англией!), и в США, и в Канаде, не говоря о странах нейтральных в Ю. Америке и проч.

Как же можно говорить, что Заруб. Церковь компрометировала себя с Гитлером! Да даже в нашей епархии в Германии, уж кто-кто, а наш тамошний митрополит, глава нашей епархии, себя дер­жал по отношению Власти исключительно достойно. Вовсе не исполнял и отказывался, если это были требования нам неприемлемые (не вхожу в детали). Когда нужно было, заступался и самым энергичным образом о других епископах или священниках, против которых герм. власти делали какие, те или иные, прещения. Да назовите мне хоть одного подсоветского архиерея МП, ко­торый что-то даже отдалённое делал при Сталине, скажем, или Брежневе и так далее. Наоборот: и не мне напоминать!

Вообще такое стремление МП свои грехи перекидывать на наши плечи, напоминают мне в школе: принесёт ученик плохой аттестат, плохие отметки. И на замечания родителей, вместо того, чтобы о своих грехах (плохих отметках) говорить, отвечает: да такой-то тоже имеет плохую отметку!

Но поведение Заруб. Церкви во всех отношениях было всегда и везде достойное. Так что и оправдываться - ниже нашего достоинства...

Наше участие в "Экуменизме". В прежние годы, наши Представители приезжали на их заседания, и то не на все, но чтобы свидетельствовать. И ни на какие компромиссы с экуменистами у нас не было даже мыслей идти! Мы с ними не участвовали, как МП участвует!

Существует у нас 2 епархии, в странах которой по Закону, все Церкви имеют Лицо и священники находятся на иждивении Государства. Это в Бельгии, причём там жалованье идёт через самого Старшего представителя Православных, это КП митрополит там, в Брюсселе. Он получает и раздаёт всем другим.

В Германии тоже самое, но идёт через не то Лютеран, не то Протестантский Совет Церквей в Германии. И священники нашей епархии там получали или получают жалование через эти "руки". Это вовсе не значит, что в Бельгии мы на жалованье у греч. митрополита или в Германии, на жалованье Лютеранского Совета какого! И наоборот, уж кто-кто, а тамошний наш Владыка архиепископ Марк сохранял больше даже чем, скажем "дозволенную" свою свободу, выступая в печатай нашей, разъясняя что такое Экуменизм и проч. И тут мы держимся с достоинством.

Теперь, в заключение, насчёт фотографии, когда на хиротонии Вл. Виталия был в алтаре англиканский епископ. Я не знаю, в каких условиях это было и почему и как, это могут заинтересованные сказать. Хотя опять я категорически против того, чтобы считать себя "подсудимыми", в чём-то защищаться, оправдываться! Приведу такой пример. Когда были похороны в Женеве в нашем соборе +Вл. Антония, в наш алтарь вошёл греческий КП митрополит. Мы его не приглашали, он вошёл сам. Вы скажете, это не то же самое, что англиканский. Да я не об этом, У нас в нашем обычае в алтарь архиерейский посох НИКОГДА не вносится! Ни богослужебный, с сулком, ни городской тем более! А вот этот греч. митрополит "полез" в алтарь со своим посохом городским! Я издали в алтаре ему поклонился, но и думать было нечего его "выгонять", само собой разумеется! Хочу этим сказать, что бывают такие случаи. Но опять: разве это тоже, что делается в России у МП: инославные архиереи входят в алтарь Царскими Вратами, благословляют, были случаи даже совместного причащения! Опять прошу видеть, так сказать, степень дозволенного, как исключение, причём в малом масштабе. И практика в России и заграницей у МП ‒ идти без всяких преград!

Моя фотография в Марселе. Опять никак не вижу надобности защищаться, оправдываться. Будто меня на чём-то плохом поймали! Дело было так. После "настолования" нового митрополита, Вл. Филарет совершил как бы триумфальное путешествие по зарубежью.

Марсель 1965 1

1965 г. Прот. Игорь Дулгов встречает Митрополита Филарета на вокзале г. Марселя (на заднем плане Вл. Антоний Женевский)

Он принимался при этом, не только в наших епархиях, приходах, но гораздо шире! Так, он был принят с Иконой даже в евлогианском Соборе в Ницце: митрополит там служил (правда только при евлогианских диаконах и только), ‒ это была как бы Личность V.I.P. и как таковой он приехал в Марсель. Его приезд был известен, и помимо нашего прихода, где мы служили, было предложено, как высокой личности, как V.I.P. подняться до известного собора Богоматери, который существовал там, в ином конечно виде, ещё в первые века, когда для нас Марсель ‒ была православной местностью.

Помню, что я (как Благочинный Юга) сперва отказал в этом, приглашение НЕ принял. Но когда приехал +Вл. Антоний Женевский, то он, обсудив вопрос с митрополитом, решили, что мы можем. Без облачения внести икону в собор, там мы ничего не служили, сомневаюсь, чтобы кто из католиков какую молитву читал, приложились к ней редкие посетители Собора. И всё! После этого мы прошли в соседнее помещение, там расписались в Золотой книге, пили шампанское, Вл. Митрополита расспрашивали местные Власти, причём +Вл. Антоний всё смотрел, чтобы я не отвечал за митрополита, а лишь переводил! После чего мы уехали, при звоне какого то редкого большого колокола, которым пользуются лишь раз в году (может быть ошибаюсь, но чуть ли не Российской Царской Власти подарок!) *)

Опять: разве можно ЭТО сравнить с участием, например, архиерея МП в Ассизи, вместе с папой, когда активно участвовали там и с колдунами, и проч.!

Фотография эта исходит из недр так называемых греческих старостильников. Вот они фанатики! Нам же ни краснеть, ни оправдываться не к лицу!

Помню характерный случай. Давно, давно, в Леснинском монастыре, ещё до переезда сюда, была служба. И в храме среди наших паломников, оказалось 2-3 католика. М. б. чьи знакомые? На лбу не написано, повязки никакой не было!

Что Вы думаете, мы их допустили до Причастия? Ничего подобного. Когда было пение "Иже Херувимы", то служащий диакон кадил, и кадил всех стоящих, понятно. Потом на этого диакона был донос именно со стороны фанатиков, что "он кадил в сторону католиков"!

Вот из этого случая Вы увидите, что является просто фантастикой, и что является серьёзным уклонением в сторону Экуменизма!

Наша Зарубежная Церковь, стоя твёрдо на принципах стойкости и верности Преданию, не идёт на компромиссы, если это переходит известную границу. Так поступал и Св. Патриарх Тихон, но так НЕ поступал митр. Сергий и от него всё дальнейшее ‒ то есть сергианство, компромиссы, даже до сего дня.

 

+Архиепископ Серафим

 

 

*) когда я как новый архиерей посетил впервые Брюссель, то я как V.I.P. пошёл выразить своё почтение местному греческому митрополиту! Тоже самое в Вене! По восточной этике, это НЕ сделать было бы немыслимо!

Когда я ездил впервые как архиерей в Австрии: я был принят в Бюргермайстерай в Инсбруке, причём принимал и Бургомистр и его 2 помощника. Тоже самое в Лиенце, когда там оказался новый Бюргермайстер, - женщина!

Когда какая Личность путешествует, объезжает как V.I.P., такие встречи - от них невозможно отказаться, невозможно их избежать.

Другое дело, когда вот МП полностью и глубоко вошла в Экуменическую жизнь без всяких границ.

*****

Это письмо Вл. Серафима является его реакцией на публикацию в «Православной Москве» (№ 2-3 январь 1997 г.) статьи М. Рара «Ветвь отломленная» с комментариями архим. Нестора (Жиляева) – постоянного представителя МП при Всемирном Совете Церквей в Женеве, который дополнил её «компрометирующими» РПЦЗ фотографиями.

м.В0001-1

Епископская хиротония митрополита Виталия (Лондон, 1948 год)

 

Встреча Курской-Коренной иконы Божией Матери в Марселе в сентябре 1965 года. Слева направо: протоиерей Игорь Дуглов, теперешний архиепископ Западноевро­пейский Серафим, покойный митрополит Филарет и католический архиепископ Марсельский. Как известно, два иерарха встретили икону Божией Матери, пере­несли ее в католический кафедральный собор города Марселя. Митрополит Филарет поставил ее на престол, и католические священнослужители в присутствии иерархии Зарубежной Церкви совершили молитву. После чего икона была перене­сена в храм Русской Зарубежной Церкви в Марселе.

 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment