Kirillov Vladimir Yurievich (kirillov_v_y) wrote,
Kirillov Vladimir Yurievich
kirillov_v_y

Categories:

«А Ларчик просто открывался» 5

(8) Н. Е. Пестов «Современная практика православного благочестия»

(http://www.klikovo.ru/db/book/msg/5724).

(9) Еп. Варнава (Беляев) «Основы искусства святости», т. 2, с. 298.

Прелесть (дословно, лесть самому себе) – «повреждение естества человеческого ложью» (свят. Игнатий Брянчанинов) – от греч. сбивать с прямого пути, заставлять блуждать. Называется также «мнением», когда человек мнит о себе (т. е., выдумывает нечто о своих способностях, предназначении и т. д.).

(10) Свят. Игнатий (Брянчанинов) «О прелести»

(http://psylib.org.ua/books/ignbr01/txt01.htm).

(11) «Состояние прелести в духовном плане заразно: оно может передаваться другим людям! Всем известно, что грипп, холера, чума – заразные заболевания, имеющие совершенно определенную материальную причину. А состояние “духовной прелести” – заразное духовное заболевание. Это не образное выражение, а реальность, хорошо известная священникам» (иеромон. Анатолий (Берестов), Сергей Крапивин «Оценка состояния души при паранормальной деятельности в свете учения святых отцов Церкви». http://www.pravoslavie.ru/jurnal/040924120418).

(12) Свят. Игнатий (Брянчанинов) «Понятие о ереси и расколе»

(http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=496).

(13) «Лукавый прикасается к человеку через грех, входит в человека со грехом… Посредством каждого греха диавол отрывает нечто от себя, от своего духа и переносит это в человека» (архим. Иустин Попович «Толкование на 1-ое соборное послание св. ап. Иоанна Богослова». М. 1998. С 163-164).

«Злые духи участвуют в делах наших больше, нежели сколько мы думаем и догадываемся. Шагу нет, чтобы они не встревали во что, и все в тех видах, не удастся ли схватить кого и посмеяться над ним» (еп. Феофан Затворник «Толкования на Псалом 118», ст. 85). «В иных случаях (писал он же), это весьма очевидно; в других, хоть не так ясно, но истина остается истиною, что и болезни тела все и всегда от грехов и ради грехов. Грех совершается в душе и прямо делает ее больною; но так как жизнь тела от души, то от больной души, конечно, жизнь не здоровая. Уже то одно, что грех наводит мрак и тугу, должно неблагоприятно действовать на кровь, в которой основание здоровья телесного» («Мысли на каждый день года». Неделя о разслабленном. С. 102).

Поэтому, душевные повреждения посредством греха связаны с различными нарушениями «естества» (генетическими, биохимическими, гормональными и проч. отклонениями организма приобретенными и наследственными). Но вот вопрос: что первично, телесные нарушения или бесовские влияния?

«Ведь если демон действует на человека, то, конечно же, через нервы, мозг, сердце и прочее. И конечно, так или иначе эти органы видоизменяются! Чего же их изучать до дикостей?!. (Но ученые изучают. Это тяжелое занятие, скажу с Екклезиастом (1, 13), дал Бог сынам чело­веческим, чтобы они упражнялись в нем...) Не значит ли это, воспользуюсь святоотеческим сравнением, уподоб­ляться собаке, которая бросается грызть брошенный в нее камень, вместо того чтобы подумать, как защититься или напасть на самого виновника его полета? Так и здесь, не проще и не разумнее ли было бы, вместо дотошного иссле­дования всяких нечистот человеческих и пичкания людей неизменным бромом и тому подобным, регулярно при­глашать в психиатрическую лечебницу священника (со святой водой и Св. Тайнами) для чтения заклинательных молитв?! Вместо мучений, какая отрада была бы для су­масшедших!» (Еп. Варнава (Беляев) «Основы искусства святости». Т. 2. С 386).

Можно сказать, что те или иные болезненные отклонения и состояния «естества» (например, хроническое утомление) «представляют только канву, по которой демон вышивает свои проклятые узоры» (указ. источник).

«У одержимых бесом сначала и больше иных частей тела подвергается бедствию мозг, ибо этот психический центр бес использует как некий плацдарм, откуда уже, как бы из некоей крепости, он угнетает всё тело, а когда бедствует мозг, тогда на нервах и на суставах тела начинается некий воспалительный процесс, препятствующий нормальной функции, исходящей из психического центра; и из-за этого происходит смятение и разбитость и бессознательные движения всеми управляемыми волею частями тела» (Свят. Григорий Палама. Беседы (Омилии). Т. 1. Омилия 12. Монреаль, 1965. С. 122).

Таким образом, болезни не только души, но и тела могут возникать под прямым воздействием злых духов и все дело, так или иначе, упирается в грехи, которые рождаются от страстей – чего врачи-материалисты понять не могут.

(14) Паранойя — древне-греч. παρά – рядом, около, отклонение от чего-либо, νοέω – мыслить «Данное психическое расстройство характеризуется длительными периодами необоснованного недоверия к окружающим, а также повышенной восприимчивостью… люди, подверженные ему, зачастую имеют большие трудности во взаимоотношениях. Они, как правило, весьма критично относятся к другим, не принимая, однако, критики в свой адрес… В настоящее время в медицине нет специфических способов лечения этих состояний» («Паранойя – Википедия». http://ru.wikipedia.org/wiki/).

«Паранойя – это стойкое психическое расстройство, которое выражается в том, что больной бредит, причем бред этот отличается правдоподобием и доказательностью» («Что такое паранойя». http://www.chtotakoe.info/articles/paranoja_810.html).

«В психиатрии есть диагноз, который именуется “религиозная паранойя”. Выставляется он на основании данных, свидетельствующих о специфических расстройствах мышления. Проявления религиозной паранойи разнообразны. В одних случаях это, к примеру, выглядит как отказ от социальных обязанностей (предположим, что неофит бросает учебу, работу и т. д.). В других – пренебрежение гигиеной, принятие без благословения непомерных подвигов поста, молитвы и др.» (Д. А. Авдеев «Духовная сущность психических расстройств». http://ip-umka.narod.ru/help/rel/017.htm).

(15) Ч. Дотард, Л. Морон «Шизофреники готовят реванш». «Moron Research Center совместно с Университетом штата Техас изучил типы лидерства в 123 крупнейших американских корпорациях. В ходе исследования выяснилось, что в большинстве из них преобладает параноидальный тип властных отношений (по классификации Руфи Бенедикт), а большинство топ-менеджеров относятся к психологическому типу валиантных параноиков. Этот тип характеризуется, в частности, одержимостью только одной идей, убежденностью в том, что в мире все происходит по одному-единственному закону – привычкой во всех событиях видеть “подтверждения” заранее сформированной теории или точки зрения. Такие люди не видят и не хотят видеть сложности и многообразия мира, но, как ни странно, именно они лучше всего функционируют в сознательно упрощенной, линейной и иерархичной структуре современных больших компаний… Это происходит потому, что сами крупные корпорации часто являются воплощением параноидального типа властных отношений. Он предполагает возведенную в абсолют иерархию, формализм, преобладание единства над многообразием. Когда все подозревают друг друга во всем и главным принципом организации становится стремление к контролю над всеми сферами жизни (вообще, как известно, характерное для параноиков), в коридорах власти широко открываются ворота для людей параноидального типа сознания. Тогда организации, по выражению авторов статьи, сами становятся похожи на окаменевшие мысли параноика, неспособные развиваться и адекватно реагировать на события внешнего мира»

(http://www.iteam.ru/publications/human/section_44/article_1493).

(16) Свящ. Александр Ельчанинов «Записи»

(http://orel.rsl.ru/nettext/history/elchaninov/el09.htm).

(17) Преп. Петр Дамаскин «Творения», книга 1

(http://psylib.org.ua/books/dobrl05/txt35.htm).

(18) «Что такое паранойя» (http://www.chtotakoe.info/articles/paranoja_810.html).

(19) П. Б. Ганнушкина «Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика»

(http://www.otrok.ru/medbook/books/gannus.htm).

(20) Игум. Евмений (Перистый) «Пастырская помощь душевнобольным», гл. «Шизофрения».

«Больной шизофренией живет своей философией. Проблемы, которые для философа являются предметом рассуждений, для больного являются делом жизни в буквальном смысле слова, ибо он живет в мире, им самим созданном, ради которого он готов страдать и даже отдать жизнь Разрушение собственной структуры отражается на образе окружающего мира. Вместе с больным изменяется его мир. Изменение бывает либо постепенным, либо внезапным в зависимости от характера болезненного процесса, но в любом случае оно оказывается предельным… Речь часто отражает лежащее в основе нарушение мышления и восприятия действительности… Весьма характерен для рассматриваемого синдрома бред... Убеждение возникает в уме внезапно, с полной убедительностью, полностью сформулированное и в абсолютно убедительной форме. Иногда это бред преследования, поиск подслушивающих устройств, фантазии о преследовании со стороны КГБ, опасение относительно проезжающих автомобилей, напичканных пси-оружием и преследователями, подозрительных прохожих, читающих мысли на расстоянии. Отсюда возникает характерная убежденность больного в том, что его мысли извлечены из мозга какой-то внешней силой, боязнь воздействия “космических сил” и “пси-оружия”… Мир демонический и его осязательное действие становятся явно зримыми и слышимыми. Демонические силы вступают в контакт с сознанием человека, которое не в силах противостоять их воздействию. Происходит неконтролируемое “принятие бесовских помыслов”, вследствие чего зависимость от посторонних для сознания импульсов становится все больше.

Что же такое бред? Это такая идея, которая:

1. Не соответствует действительности или искажает ее.

2. Полностью овладевает сознанием больного;

3. Возникает на болезненной основе, почве;

4. Недоступна коррекции, исправлению никакими доводами разума, логики…

В современной психиатрии бред классифицируется по стадиям развития:

– бредовое настроение — бредовая убежденность в изменении окружающего, в неизбежности надвигающейся беды;

– бредовое восприятие — бредовое истолкование значения окружающих явлений действительности в связи с нарастанием тревоги;

– бредовое толкование — бредовое объяснение значения воспринимаемых явлений…

Адекватная самооценка у шизофреников, как правило, отсутствует. Большинство больных не признает, что их переживания являются следствием заболевания, объясняя их злонамеренными действиями других людей или демонических сил, а чаще всего глубокой убежденностью, что “так оно и есть на самом деле, что вы из меня дурака делаете?...”» (http://www.krotov.info/library/e/evmeniy/1999pom_3.html#_ftnref12).

«Шизофрения – это скорее не одно заболевание, а объединяющаяся под одним термином группа психозов, которые могут иметь разную силу и продолжительность патологических проявлений и отличаться по типу течения»

(http://daavdeev.narod.ru/wwa_Book_Encyclopedia.htm).

(21) Свят. Игнатий (Брянчанинов) «О прелести»

(http://psylib.org.ua/books/ignbr01/txt01.htm).

В этой же работе Святитель говорит и о страстях, сопутствующих прелести: «Находящийся в прелести “мнения” стяжает ложное воззрение на все, окружающее его. Он обманут и внутри себя и извне… разнообразные ощущения являются от действия утонченных тщеславия и сладострастия: от этого действия кровь получает греховное, обольстительное движение, представляющееся благодатным наслаждением. Тщеславие же и сладострастие возбуждаются высокоумием, этим наразлучным спутником “мнения”. Ужасная гордость, подобная гордости демонов, составляет господствующее качество усвоивших себе ту и другую прелесть. Обольщенных первым видом прелести гордость приводит в состояние явного умоисступления; в обольщенных вторым видом (т. е. “мнением”) она, производя также умоповреждение, названное в Писании растлением ума (2 Тим. 3, 8), менее приметна, облекается в личину смирения, набожности, мудрости, познается по горьким плодам своим… Одержимые “мнением” по большей части преданы сладострастию, несмотря на то, что приписывают себе возвышеннейшие духовные состояния, беспримерные в правильном православном подвижничестве; немногие из них воздерживаются от грубого порабощения сладострастию, воздерживаются единственно по преобладанию в них греха из грехов – гордости».

При этом бывает что, «зараженного ересью и расколом диавол не заботится искушать другими страстями и грехами очевидными. И зачем искушать диаволу того и бороться с тем, кто при посредстве смертного греха – ереси – и убит вечною смертию, и заживо уже составляет достояние диавола? Напротив того, диавол поддерживает еретика и раскольника в воздержании и прочих наружных подвигах и видах добродетели, чтоб этим поддерживать его в самодовольстве и заблуждении, а правоверных личиною святости, которую носит на себе еретик, привлечь к ереси или, по крайней мере, привести к оправданию и некоторому одобрению ее, также к сомнению в правоверии и к холодности к нему… Многие проводили самую строгую подвижническую жизнь, пребывая в ереси или расколе; когда ж приняли Православие, подверглись различным слабостям» (свят. Игнатий Брянчанинов «Понятие о ереси и расколе».

http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=496).

Иногда, состоянию прелести наряду со сладострастием (тонким или доходящим до разврата) сопутствовала жестокость, изуверство, фанатизм, нетерпимость и прочие качества, несвойственные истинному Православию, основанному на любви к Богу и ближнему: «пример – Иван IV Грозный. Мы приведем слова Ковалевского [Иван Грозный, 1893]: “Жизнь царя проходила между алтарем и камерой пыток, в обществе духовных лиц и исполнителей его бесчеловечных и жестоких приказаний. Часто он бывал и настоятелем монастыря и палачом, в одно и то же время. Он просыпался в полночь и его день начинался молитвой. Часто, присутствуя на обедне, он давал распоряжения самые свирепые я самые жестокие. После обеда царь вел набожные беседы со своими фаворитами или шел в камеру пыток, чтобы пытать одну из своих жертв”.

К сказанному необходимо добавить, что смесь аскетизма, суровой набожности и свирепости дополнялась у Ивана (страдающего тяжелой формой паранойи) необузданной, крайне аморальной сексуальностью. Вновь обнаруживается сочетание мистицизма, сладострастия и жестокости» (П. Б. Ганнушкин «Сладострастие, жестокость и религия». http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=553).

(22) В частности, создателю РИПЦ архиепи Лазарю (Журбенко) (много лет вынашивающему «сверхценную идею» создания своей церковной организации и с третьей попытки ее воплотившему) в 1950-х годах лагерными врачами был вынесен диагноз: «шизофрения параноидальной формы сексуального уклона (педерастия)» (свидетельство солагерника схимонаха Епифания (Чернова).

http://holyrussia.narod.ru/Epiphany/Zhurbenko.html http://archive.svoboda.org/programs/Christ/2002/Christ.063002.asp).

В 1999 г. этот диагноз был врачами дополнен: «шизофрения параноидная, прогредиентное течение, эмоционально-волевой дефект» – свидетельство прот. Олега Миронова, опубликовавшего медицинское заключение (http://istinailubov.livejournal.com/32285.html).

Это заболевание характеризуется «тонким артистизмом, умением оценивать обстановку, способностью легко менять разыгрываемую роль. Больные претендуют на престижное положение, превышающие способности и возможности. Всегда настороже относительно возможности разоблачения. Легко включаются в группы, где могут претендовать на лидерство. Методы патологической защиты: перекладывание вины на других и бегство в болезнь» (http://apologetika.com/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=348).

И вот наконец еще одно свидетельство: «Вначале мы думали, что Ваше странное поведение результат сахарного диабета и других нарушений Вашего здоровья. И как Вы помните, я ста­рался всеми силами получить для Вас лекарство отсюда. Затем, довольно быстро выяснилось, что Вы инвалид II группы и состоите на постоянном учете в психоневрологическом диспансере г. Краснодара. Вы сами назвали и мне, и о. Сергию свой диагноз шизофрения. Этого Вы никогда не от кого не скрывали, и Ваши чада Вас регулярно посещали в психиатрической клинике, где Вы были ежегодно. Надеюсь Вы помните, как Вас санитары увози­ли даже насильно в больницу. Не стоит напоминать Вам и о инвалидной пенсии, которую Вы получаете: Вы не жертва психиатрического террора, а увы, просто больной человек. Более того, во время пребывания с Вами, во время Богослужения не только я, но и многие другие являлись довольно часто свидетелями Вашего больного поведения.

Вы, часто, например говорили и мне и другим священникам, о том что мы должны в первую очередь беречь Вас /так как Вы “единственный”/ а если не убережем, то все попадем в руки чекистов. Правда о себе, в этой связи Вы говорили, что отделаетесь психбольницей.

Первое время мне не хотелось верить в то, что Вы столь серьезно больны, тем более, что когда у Вас нет обострений, то заметить Ваше заболевание практически /не для врача/ невозможно… Ваше заболевание запрещает Вам быть Епископом, согласно Св. Правилам Вселенских соборов… Более 30 подлинных документов… храниться у меня, включая медицинский документ о Вашем здоровье» (из письма 11.11.1989 г. иерея Владимира Шибаева еп. Лазарю (Журбенко), копия которого была послана архиеп. Антонию Женевскому. Архив Зап.-Европейской епархии).

По-видимому, болезненное раздвоение личности способствовало и «юрисдикционному раздвоению»: будучи заштатным клириком МП (перешедшим в РПЦЗ), иеромон. Лазарь возомнил себя «единственным» «спасителем» Катакомбной Церкви, к которой он имел весьма косвенное (сомнительное) отношение.

(23) В целом параноидальный психоз является «особой формой психопатической реакции с систематизированным бредом (ущерба, тревоги, преследования, отравления, ревности, сутяжного характера и т. д.), развивающаяся под влиянием органических, ситуационных факторов с преобладанием бредовых идей величия, могущества, изобретательства или религиозного содержания, с повышенной активностью, фанатизмом, направленными на защиту мнимо попранных личных или общественных прав»

(http://www.medikal.ru/?cont=terms&startrow=1661).

(24) П. Б. Ганнушкин «Особенности эмоционально-волевой сферы при психопатиях» (http://www.psychology.ru/library/00015.shtml).

Карл Ясперс: «Сверхценные идеи (ueberwertige Ideen) – это убеждения, сильно акцентированные благодаря аффекту, который может быть понят в терминах характерологических качеств данной личности и ее истории. Под воздействием этого сильного аффекта личность отождествляет себя с идеями, которые в итоге ошибочно принимаются за истинные. В психологическом аспекте упорное нежелание отказываться от сверхценных идей не отличается от научной приверженности истине или страстной политической или этической убежденности. Различие между этими феноменами состоит только в ложности сверхценных идей. Последние встречаются как у психопатов, так и у здоровых людей; они могут принимать также форму “бреда” – идей изобретательства, ревности, кверулянтства (сутяжничества) и т. п.» (http://www.practica.ru/Jaspers/chap3.htm).

(25) Д. А. Авдеев «Православие о болезнях и болеющих» (http://daavdeev.narod.ru/wwa_Book_Encyclopedia.htm).

«Сверхценные идеи, это – мысли, возникающие в связи с какими-то действительными фактами или событиями, но приобретающие для человека особую значимость, определяющие все его поведение, причем, они является естественной частью личности, ее душевного мира» (MedicReferat – Психиатрия. http://www.medicreferat.com.ru/pageid-878-1.html).

(26) П. Б. Ганнушкин «Особенности…» (http://www.psychology.ru/library/00015.shtml).

(27) А. Б. Смулевич, М. Г. Щирина «Проблема паранойи»

(http://www.psychiatry.ru/book_show.php?booknumber=24&article_id=14).

(28) «Все частные виды самообольщения и обольщения бесами… происходят или от неправильного действия ума, или от неправильного действия сердца» (свят. Игнатий (Брянчанинов) «Сочинения». Т. 1. С. 257).

(29) Свят. Игнатий (Брянчанинов) «Сочинения». Т. 5. С. 68-69.

Прелестное состояние «“мнение” бывают двух видов: 1) ложные понятия о Боге, о духовных предметах или искажение истины, и 2) высокомерное мнение о себе. Первое является плодом высокоумия и рассудочности (или плотского мудрования), а второе – самости, самолюбия и гордости. Мнение от высокоумия можно отнести к прелести через вражье ведение, а мнение от гордости – к самопрельщению. Эти два вида неразрывно связаны между собой, т. к. гордость не бывает без высокоумия, а высокоумие без гордости, но самомнение является все же начальной причиной прелести “мнения”».

«Прелесть существует уже в самомнении, существует в удостоении себя… Это ее первоначальные виды, так почка, цвет, зародыш – первоначальные виды зрелого плода. От ложных понятий являются ложные ощущения. Из ложных понятий и ощущений составляется самообольщение. К действию самообольщения присоединяется обольстительное действие демонов. Демоны первенствуют и начальствуют в области лжи: произвольно подчинившийся демонам поступает под насильственное влияние их. Как омраченный и обольщенный ложью, признанной им за истину, он лишается самовластия, не примечая того. Такое состояние – состояние прелести. В него входим, в него низвергаемся за гордость нашу и самолюбие» (свят. Игнатий Брянчанинов «Странник», т. 2, с. 260. http://www.ni-ka.com.ua/index.php?Lev=prelest).

(30) Свят. Игнатий (Брянчанинов) «Слово о молитве умной, сердечной и душевной» (http://pravlib.narod.ru/asket_opyty2_molitva_um.html).

(31) Свящ. Александр Ельчанинов «Записи»

(http://orel.rsl.ru/nettext/history/elchaninov/el09.htm).

(32) Е. Н. Трубецкой «Максимализм» (http://rusref.narod.ru/trubetskoi.htm).

(33) Еп. Варнава (Беляев) «Основы искусства святости», Т. 2. С. 301.

«Зараженные “мнением” о достоинствах своих, особенно о святости своей, способны и готовы на все казни, на всякое лицемерство, лукавство и обман, на все злодеяния. Непримиримой враждой дышат они против служителей истины, с неистовой ненавистью устремляются на них, когда они не признают в прельщенных состояния, приписываемого им и выставляемого на позор слепотствующему миру “мнением”» (свят. Игнатий Брянчанинов «О прелести». http://www.hram1891.ru/biblioteka/ignatiy/i_08.htm).

(34) Свят. Иоанн (Максимович) «Церковь Христова не оскудеет». Слово в день апостола Матфия (http://www.russianorthodoxchurch.ws/synod/documents/art_svioan1966.html).

(35) П. Б. Ганнушкин «Особенности…» (http://www.psychology.ru/library/00015.shtml).

(36) П. Б. Ганнушкин «Особенности…» (http://www.psychology.ru/library/00015.shtml).

(37) Игумен Евмений (Перистый) «Пастырская помощь душевнобольным», гл. «Параноики»

(http://www.krotov.info/library/e/evmeniy/1999pom_2.html).

Эта работа составлена в основном на основе книги известного психиатра П. Б. Ганнушкина «Особенности эмоционально-волевой сферы при психопатиях». Причем, приведенные в этой статье выдержки из главы о паранойи игум. Евмения почти дословно взяты им из главы «Группа параноиков» указанной книги.

(38) «Параноик» (http://zayatz.nm.ru/paranoik.html).

(39) В. В. Пономаренко «Паранойяльный радикал: Вижу цель – не вижу препятствий» (http://www.profiz.ru/sr/5_2005/prvc/).

(40) Аффект от лат. affectus – душевное волнение, страсть – сильные эмоциональные переживания, которые возникают в критических условиях. Причем, «в основе резонерских суждений всегда лежит та или иная ошибка суждения, самим больным, однако, не сознаваемая как в силу его ослепленности аффектом, так и в силу слабости его критики» (http://www.otrok.ru/medbook/books/gannus.htm).

 

 

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author